Информационно-поисковая система

содержит описания и электронные образы документов, включенных в государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Вологодской области. Уникальный документ не имеет себе подобных по содержащейся в нем информации и/или внешним признакам.

Уставная губная грамота великого князя Ивана Васильевича жителям Вельского стана Важского уезда о выборе голов, старост и лучших людей для сыска разбойников и татей, расправы над ними и составлении списков казненных разбойников и конфискованного у них имущества

Регистрационный номер: 93

Дата включения документа в Региональный реестр 06.02.2015

Описание документа

Название: Уставная губная грамота великого князя Ивана Васильевича жителям Вельского стана Важского уезда о выборе голов, старост и лучших людей для сыска разбойников и татей, расправы над ними и составлении списков казненных разбойников и конфискованного у них имущества

Опубликован: Воробьев А.В., Черкасова М.С. «А которых розбойников или татей где поимаете, доведчи на них, да их казните…». Вельская губная грамота 1539/40 г. // Исторический архив, № 3. 2011. С. 174-183

Вид документа: Уставная губная грамота

Автор документа: Иван IV Васильевич

Дата (время создания) документа: 1539/1540 годы

Век: 16

Язык документа Русский

Аннотация: Список XVI века

Историческая справка: Иоанн lV Васильевич (1530-1584) – великий князь Московский и всея Руси с 1533 г., первый царь всея Руси с 1547 г. Губные грамоты определяли организацию и компетенцию органов губного самоуправления, ведавших сыском и судом по уголовным делам в Русском государстве XVI – XVII вв. Вельская губная грамота – одна из наиболее ранних, наряду с Белозерской и Каргопольской. Вельская уставная губная грамота является одним из десяти известных на данный момент актов подобного типа. Документ поступил в составе фонда-коллекции рукописных столбцов XV-XVIII вв. из Вологодского епархиального древнехранилища в 1922-1923 гг. Документ включен в Государственный реестр уникальных документов Российской Федерации 18.11.2004, учетный № 137

Наличие драгоценных камней и металлов: Нет

Палеографические особенности: На л. 1 об. имеются надписи чернилами и карандашом почерком XIX в. "О поимке разбойников"; на л. 2 - надписи карандашом (столбиком) "7048, 5508/1540", на л. 2 об. - надписи чернилами "№ 67", "67" (три раза), карандашом "О поимке разбойников в Вельском уезде", "к № 1". Документ написан железогалловыми чернилами на бумаге ручной работы с филигранью, филигрань не разборчива. Скоропись

Печати: Нет

Художественные особенности оформления: Нет

Собственность: Государственная, субъекта Российской Федерации

Владелец:

Физическое состояние документа

Материальный носитель: Бумага

Размеры: На 2-х листах размерами 29,8 х 39,5 см

Объём: 2 листа

Физическое состояние: На л. 1 имеются: значительные повреждения листа и пятна коричневого цвета, частичная утрата текста; на л. 2 – незначительные повреждения листа, пятна коричневого цвета

Место хранения документа

Место хранения: КАУ ВО «ГАВО»

Адрес места хранения: г. Вологда, ул. Мальцева, д. 17

Архивный шифр: Ф.1260. Оп.11. Д.2. Л.1-2 об.

Содержание документа

/Л. 1/ От великого князя Ивана Васильевича всея Руси в Важской уезд в Велской стан.
Присылали есте к нам бити челом из Велского стану Ондрейка Васильева сына Тощеболова да Сенку Иванова сына Пинягина о том, что у вас [в Велском стан]у и в волостех [ро]з[бойнико]в [и] [та]т[е]й мна[г]о деревни розбивают, и животы ваши грабят и убивают многих людей до смерти, и крадут, а иные многие люди у вас в волостех розбойников и татей у себя держат, а к ыным людем розбойники и тати с розбоем и татбою приежают и розбойную рухлядь и татбу к ним привозят.
И вы б меж себя, свестясь все заодин, учинили себе в Велском стану и в волостех в головах людей добрых человеки три или чотыре, которые б грамоте умели и которые грамоте не умеют, а люди будут добрые и в то пригожи, да с ними старост и лутчих людей человек пять или шесть, да промеж бы естя се[бя] в [те]х волостех лихих людей татей и розбойников сами об[ыски]вали по нашему крестному цолованью вправду без хитрости.
А где которых розбойников и татей обыщете или хто у собя розбойников и татей держит, или х кому розбойники и тати приежают и розбойную рухлядь и татбу привозят, и вы б тех розбойников и татей ведомых меж собя имали да про них обыскивали игумены и попы, и дияконы по священству, а лутчими людми и середними, и всеми без омены по крестному цолованью.
Да на кого в обыску скажут игуменов и попов человек пять или шесть иль десять по священству, а лутчих людей человек пятдесят или [шесдеся]т [по к]рестному ц[о]лованью, что тот человек тать или розбойник ведомой, и вы б обыскивали и дове[т]чи на него, да его пытали накрепко и допытався у него, что они розбивают и крадут, да тех бы естя розбойников и татей, бив кнутьем, да казнили смертною казнью, – то есми положил на ваших душах, а вам от меня в том опалы и от наших волостелей продажи нет.
А вперед где в Велском стану или в которой волосте ни буди розобьют розбойники деревню, или кого на дорозе розобьют, или у кого что украдут, а на которых людей на своих товарищев учнут розбойники и тати пытаны говорити, что они с ними розбивали и крали или х кому приезжали, а те будет люди живут в тех волостех, и вы б тех розбойников и татей имали да про них обыскивали игумены и попы, и дияконы по священству, а лутчими людми и середними, и всеми без омены по крестному цолованью. А на кого в обыску скажут игуменов, и [180] попов, и дияконов человек пять, или шесть, или десять по священству (Далее в рукописи нарисован крест), а лутчих людей человек пятдесят или шестьдесят по крестному цолованью, что тот человек тать и розбойник ведомой, и вы б, обыскав, доветчи на него розбой или татбу, да его пытали накрепко, да пы[тав] накрепко, казнили смертною казнью.
А кого те р[о]з[бойники] и тати скажут своих товарищев розбойников или татей в ыных городех, и вы б о тех розбойникех и татех писали в те городы к детем боярским, которые дети боярские у того дела приставлены (Слова «того дела приставлены» вписаны над строкой на правом поле по вертикали), или какие люди ни буди в тех городех и в волостех учинены у того дела в головах, где которой розбойник или тать живет. А в грамотах бы естя писали, чтоб тех розбойников и татей в тех городех и в волостех меж собя по тому ж имали да про них обыскивали игумены и попы, и дияконы по священству, а лутчими людми, и середними, и всеми без омены по крестному цолованью. Да на кого в обыску скажут игуменов и попов человек пять, или шесть, или десять по священству, а лутчих людей человек пятдесят или шестьдесят по крестному цолованью, что тот человек тать или розбойник ведомой, и вы б, обыскав и доветчи на него розбой или татбу, да пытали накрепко, да их казнили по нашим грамотам. А обсылали бы ся есте в тех делех меж собя не измешкивая.
Где розобьют розбойники деревню или кого на дорозе розобьют, или у кого что украдут, а с розбоев и с татбы те розбойники и тати поедут или в Ноугороцкую землю, а вам про тот розбой и про татбу весть учинитца, и вы б меж себя, свестясь заодин, /Л. 2/ за теми розбойники и за татми ездели, да где ни буди тех розбойников и татей доедете, и вы бы тех розбойников и татей имали безпенно. Да которых розбойников и татей изымаете с поличным с розбойным или с татбою, или без поличного, а ведомого розбойника, или татя, или которых людей розбойников и татей переимаете и поличное у них повымаете, а тот будет ведомой же тать или розбойник, и вы б тех розбойников, и татей и х которым розбойники и тати приежают, меж собя обыскав по тому ж вправду, также казнили смертною казнью, то есми положил на ваших (В рукописи «вших») душах.
А которых розбойников или татей где поимаете, доведчи на них, да их казните, и которые люди тех розбойников и татей поимают и в которых делех на них доведут розбой или татбу, и вы б то велели писать на список подлинно, а сами б естя которые умеют у вас грамоте, к тому списку руки свои прикладывали. А по недружбе в земном (В рукописи «земном») деле в бою и в лае, и в брани в какой ни буди меж собя не мстилися никому, по нашему крестному цолованью, и неповинно б естя не имали, и не пытали, и не казнили никакова человека, того б естя меж собя обыскивали накрепко, по нашему крестному цолованью, вправду без хитрости.
А не учнете меж собя розбойников и татей обыскивать и имати и тех людей, х кому розбойники и тати приежают, или не учнете за розбойники и за татми ездети и имати, и, доветчи, казнити, или станете розбойников и татей пущати и розбойником, и татем норовить, и мне велить на вас всех имать иски тех людей, в которой волосте кого розобьют или у кого что украдут. А самим вам от меня быти в казне и в продаже. [181]
Которых розбойников и татей обыскав и доветчи на них вправду (Слово «вправду» вписано над строкой) казните, и тех разбойников и татей [по]дворья, животы и статки отдавали б есте [т]ем людем, которых учините у себя в головах, и они отдают тем же людем, которых те розбойники розбивали или крали в их иски. А сколко у которого розбойника или у татя животов возмете и роздадите истцом, и вы б то все, переписав на список подлинно, да клали, где будет пригоже, да о том бы отписывали к нашим казначием.
А которых людей добрых, и старост, и лутчших людей в головах в которой волосте ни буди учините, и вы б о том часа того отписывали казначием нашим кы Ивану Ивановичу Третьякову да Михайлу Петровичу.
А сю есте нашу грамоту держали у тех людей, которых учинете у себя в стану и в волостех в головах. А з сее б есте грамоты списав списки, розсылали (Далее в рукописи зачеркнуто «сами») меж собя сами в волости, не издержива часа того.
Писана на Москве, лета 7040 осмаго.
Снимок с великого князя грамоты слово в слово.

(Приведено по изданию: Воробьев А.В., Черкасова М.С. «А которых розбойников или татей где поимаете, доведчи на них, да их казните…». Вельская губная грамота 1539/40 г. // Исторический архив, № 3. 2011. С. 174-183)

Изображения

indicator

Вернуться к списку